Этот вопрос стал ключевым для горожанина после телефонного диалога со специалистом Ганцевичского района газоснабжения.
«Позвонили из горгаза и сказали, что необходимо провести обслуживание котла. Меня попросили быть дома в назначенное время. Я согласился, но предупредил, что у меня пока нет денег. Тогда мне сказали, что без денег не поедут, – поделился своей историей горожанин Николай Знаткевич. – Меня это возмутило, и я сказал: «Так вам надо обслужить газовый котёл или деньги с меня взять?» Я предложил оплатить услугу позже, и мне сказали, что перезвонят».

Ганцевчанин говорит, что к рабочим газовой службы претензий нет, но сама ситуация его поражает. «Это уже не забота о безопасности, а рэкет. Нам навязали свои условия, и все платят почти 40 рублей за эту услугу», – рассуждает ганцевчанин. По его мнению, если обслуживание должно проводиться ежегодно и организация беспокоится о гражданах, то отсутствие наличных денег не может быть причиной для отсрочки, ведь на кону стоит безопасность. «Можно провести техобслуживание, а оплатить позже, в течение месяца. В стране кризис… Откуда вообще берутся эти дикие цены, неподъёмные для пенсионеров и трудяг, которые пашут за минималку. Что это за грабёж?» – возмущается горожанин.

Пенсионерка из Ганцевичей Галина Способ считает, что было бы хорошо ввести рассрочку на дорогостоящие услуги по техобслуживанию.

«Они сделают свою работу, и требуют оплатить всю сумму сразу. А где же взять такие деньги, если это четвёртая или пятая часть пенсии. За что тогда жить?», – говорит горожанка.

Горожан ещё волнует вопрос качества оказываемой услуги. По их словам, были случаи, когда после обслуживания котёл работал хуже, и приходилось давать заявку на ремонт, который производился уже платно. По мнению ганцевчан, должна быть гарантия на определённый период после проведения техобслуживания, только тогда можно говорить о безопасности.

Оплата

С точки зрения администрации газообслуживающей организации, услуги по техобслуживанию предоставляются на выгодных условиях для клиента. Как рассказал главный инженер Ганцевичского района газоснабжения ПУ «Барановичигаз» Владимир Чепелевич, техобслуживание газового оборудования (котлов, колонок и газовых плит) проводится в соответствии с графиком. Предварительно, чтобы получить доступ к прибору, специалист обзванивает и уточняет, когда будут дома хозяева.

По словам Владимира Чепелевича, наличная оплата не принципиальна. Если у человека нет наличных денег, то заплатить за проведённое техобслуживание можно в банке до 25 числа следующего месяца.

«Мы всегда идём людям навстречу. Мы ж не тираны, а просто выполняем техническое обслуживание по действующим нормативным документам», – говорит Владимир Владимирович.

Гарантия

По словам главного инженера, после техобслуживания две недели действует гарантия. Во время этого периода настройка оборудования производится бесплатно. Если поломка возникает по истечении гарантийного срока, то оформляется заявка и ремонт выполняется платно. «Мы заинтересованы в том, чтобы таких обращений не было. У нас сдельная оплата труда: человек выполнил работу и получил за свою работу. Поэтому сотрудники стараются работать качественно, чтобы потом не заниматься исправлением ошибок», – говорит Владимир Чепелевич.

Цены

«У нас часто возникают вопросы с населением по ценам на услуги, потому что доходы у граждан невысокие. Но мы ничего изменить не можем, потому что работаем по утверждённому прейскуранту», – сказал мастер Ганцевичского района газоснабжения Анатолий Ковш. Как пояснила начальник планово-экономического отдела УП «Брестоблгаз» Екатерина Демидович, Ганцевичский район газоснабжения работает по прейскуранту, который находится в свободном доступе на сайте Брестоблгаза. У каждого потребителя есть возможность ознакомиться с действующими ценами.

Техобслуживание

Согласно правилам пользования газом в быту, техобслуживание должно проводиться не менее одного раза в год. Считается, что это уменьшает риск выхода котла из строя и предупреждает возможные ремонтные работы, а также влияет на работу котла, связанную с потреблением топлива, и его эффективность. Как правило, техобслуживание котлов проводится после окончания отопительного сезона или перед его началом и только специалистами, которые в обязательном порядке делают соответствующие отметки в договорах на техническое обслуживание.

В техническое обслуживание отопительных котлов входит чистка отдельных узлов и деталей котла, в случае необходимости и регулировка автоматики котла, а также промывка специальными растворами теплообменников. По каждому виду оборудования есть определённый перечень работ, которые должен выполнить слесарь. Список работ отражается в акте выполненных работ, который выдаётся на руки человеку.

Если клиент не согласен с документом, то он может обратиться за разъяснением к руководителю организации газоснабжения. «Такого не может быть, чтобы не выдали на руки акт выполненных работ или не сделали, что положено по акту, – говорит Владимир Владимирович. Я периодически проверяю, весь ли комплекс работ выполнен. Пока на работников нареканий не было. Мы же сами заинтересованы, чтобы работы выполнялись качественно».

Срок эксплуатации

Одним из камней преткновения для пользователей газом является ограничение по сроку пользования оборудованием, который указан в паспорте. В частности, срок службы брестской газовой плиты – 10 лет, по истечении которого необходимо обратиться в организацию, осуществляющую надзор за бытовыми газовыми приборами, для определения возможности и срока дальнейшей эксплуатации плиты или необходимости её замены. В следующем пункте паспорта прописано, что по истечении первого десятилетия предельный срок дальнейшей эксплуатации не должен превышать ещё 10 лет. «Согласно правилам пользования газом в быту, гражданин должен заключить с нами договор на проведение диагностики этого газового оборудования», – пояснил Владимир Чепелевич.

При диагностике оборудования оценивается ряд параметров плиты и определяется её пригодность к дальнейшему использованию.

В прошлом году в Ганцевичском районе выполнили около 40 диагностик приборов. Если плита прошла диагностику, то она допускается дальше в работу на четыре года и потом ещё два раза на три года – до предельных 20 лет.

Аварийные –  отключить

Приборы старше 10 лет, которые находятся в аварийном состоянии (есть утечка газа или неисправна автоматика), подлежат немедленному отключению. Тут других вариантов быть не может.

А вот что делать, если прибор простоял в упаковке новым и был подключен годы спустя?

По мнению Владимира Чепелевича, в таком случае однозначного подхода не может быть: надо смотреть на техническое состояние. Специалисты могут подключить плиту, если позволят результаты диагностики. Приборы старше 20 лет специалисты подключать не берутся по той причине, что завод-изготовитель снял их с производства и в продаже нет комплектующих, которые могут понадобиться для ремонта. «Мы всегда действуем в интересах потребителей газа. Если есть неполадки и мы три раза даём предписание, то надо с целью своей безопасности поменять прибор. Это требование прописано правилами пользования газом в быту», – говорит Владимир Чепелевич.

Такая перестраховка создаёт неудобства даже там, где приборы находятся в идеальном состоянии, несмотря на годы эксплуатации. И это повод внести изменение в законодательство, раз в действующем не прописаны способы ремонта и использования плит, что позволит обеспечить людям не только безопасность, но ещё и экономию и избавит от лишних нервов и хлопот.