В Молодечно живёт одна из дучших маленьких исследовательниц Минщины

Пераможца ў сваёй намінацыі на конкурсе даследчыкаў Каця Монід.

Вы знаете, почему Красная книга называется красной?

Когда воспитатель молодечненского сада №35 Полина Сорокина спросила об этом у своих воспитанников, получила сразу несколько ответов. Да таких, что не каждый взрослый додумался бы.

Заметив детский интерес, педагог вместе со своей воспитанницей Екатериной Монид решила сделать исследовательскую работу под названием «Почему Красная книга так называется». Работа получилась.

Арганізатары конкурсу прыдумалі гульні для маленькіх даследчыкаў.

На областном конкурсе «Я – исследователь» в номинации «Моя родина – Беларусь» девочка заняла первое место. Сейчас она готовится выступать на национальном конкурсе.

Как выбирали тему

– Родители Кати – профессиональные фотографы, – говорит заместитель заведующего по основной деятельности садика Анна Петровская. – Поэтому сразу думали, чтобы исследовательская работа была о фотографиях. Но саму девочку фотографии не интересовали. А чтобы получилась хорошая исследовательская работа, нтема должна исходить от ребенка.

Атрыманаму медалю дзяўчынка ўзрадавалася больш, чым першаму месцу.

На одном из занятий воспитатель рассказывала детям о животных, которые есть в Беларуси. Упомянула Красную книгу. Тогда Катя спросила, почему книга так называется? Дети начали приводить гипотезы.

Увидев детскую заинтересованность, воспитатель поняла: вот тема исследовательской работы.

Вместе с педагогом Полиной Сорокиной и родителями Катя начала готовить своё исследование. Надо было рассмотреть каждую версию и выбрать правильную.

Гипотеза 1. Книга называется красной, так как в ней много растений красного цвета

Пошли в библиотеку. Взяли Красную книгу, где представлены растения. Пересмотрели все. Каждую обозначали на специальной схеме определенным цветом. В результате получилось, что красных – только третья часть. Гипотеза на подтвердилась.

Гипотеза 2. Книга называется красной, так как у неё красная обложка

Девочка открыла для себя, что в Беларуси две Красные книги. В одной представлены редкие животные, во второй – растения.

Книга о растениях, действительно, красного цвета. А вот про животных – белая. И вторая гипотеза не подтвердилась.

Гипотеза 3. Название книги от того, что на белорусском флаге много красного

Это утверждение маленькая исследовательница проверяла вместе с родителями. Дома посмотрели по карте, какие страны граничат с Беларусью. После рассмотрели, какого цвета у них флаги.

Кацярына (у цэнтры) каля свайго стэнда.

Оказалось, что на флагах некоторых стран красного мало или нет совсем. Но такие книги есть у всех.

Гипотеза 4. Красный цвет – сигнал предупреждения и опасности

Здесь вспомнили, где еще в жизни мы встречаем красный цвет. Свет светофора – опасность. Рамки на дорожных знаках. Даже красная кнопка на кране с горячей водой предупреждает нас, чтобы не обожглись.

Так девочка пришла к выводу, что красный – цвет опасности и предупреждения о том, что животные и растения могут исчезнуть и поэтому их надо беречь.

Текст выступления не заучивали

– То, что нам, взрослым, кажется понятным, а для ребенка-дошкольника – тема открытая, – комментирует работу Кати Монид Анна Петровская.

Маленькія даследчыкі хадзілі адзін да аднаго ў госці.

Готовя исследование, Катя сделала для себя определенные открытия. Например, узнала, что в России олень занесен в Красную книгу, а в Беларуси – нет. Что животных и растений охраняют в заповедниках и заказниках. Гордилась девочка и тем, что вместе с родителями была в заповеднике на Браславских озерах.

По словам заместителя заведующего, на Катю педагоги обратили внимание с трех лет.

Девочка спокойная, не выскочка. Поднимает руку только тогда, когда точно знает ответ. Катя – любознательная, ей хорошо дается математика.

Перед выступлением немного волновалась. Но страха перед публикой не было.

Пераможца з бацькамі.

– Мы специально решили не заучивать текст выступления, – говорит Анна Петровская. – Всегда видно, когда ребенок говорит заученным текстом. Перед Катей стоял стенд с фотографиями. И она, глядя на стенд, своими словами рассказывала о каждый этап работы.

Изучать цвета Кати понравилось. Сказала, что продолжит этим заниматься. И следующий цвет – черный.

Фотографии снабжены Анной Петровской.

• Текст доступен на языке: Русский