Чтобы определенным образом зарекомендовать себя, достаточно пары громких инцидентов. Кто-то, напротив, считает, что репутация нарабатывается годами. Но слухами земля полнится, так и молодечненские таксисты медленно, но верно создают себе репутацию, что они – народ суровый, “баловаться” с ними вредно для здоровья, пишет abw.by.

Не успели утихнуть страсти вокруг скандальных попыток выжить с рынка пассажирских перевозок Яндекс.Такси, как очередной директор новой службы такси в Молодечно пожаловался на крутые нравы местных таксистов. Не сказать, что в Молодечно какой-то один перевозчик был монополистом. Здесь отлично уживаются между собой такси 135, 152, 157, 158 и так далее. Но сервису 7220 не повезло.

– Мы две недели готовились, – говорит Олег. – И вот 6 марта зашли на рынок. Каждый день устраивали какие-то пиар-акции… Уже 8 марта за сутки мы выполнили порядка 300 заказов, на следующий день, так как была суббота, еще больше.

Цены новая служба такси поставила просто смехотворные:

– Начиная от рубля. В среднем у нас поездка стоит около трех рублей, но все равно это дешевле, чем у остальных.

Перспективы рисовались более чем радужные, но не тут-то было:

– Нас начали забрасывать ложными вызовами. Мы фильтруем, блокируем, но ложных вызовов по-прежнему много.

По словам Олега, он предполагал, конечно же, что конкуренция так или иначе будет, но что ему придется столкнуться с жесткими методами по выживанию его сервиса из Молодечно, не ожидал.

– Тут такая “черняга”, я даже не знаю, как это объяснить… Я сам лично из Гродно – у нас все работают с таксометрами, со страховками, техосмотр, бьем чеки, все есть. Они же не понимают, зачем нужен чек и что это такое! Здесь люди ездят без таксометров в принципе! Тут Транспортной инспекции вообще нет!

Но если ложные вызовы – вопрос решаемый, то к угрозам в адрес своих водителей Олег оказался не готов:

– Мы берем на работу молодых парней. Но после дня работы они просто боятся выезжать на заказы. Потому что, к примеру, где-то остановился, к нему подъехали три машины – и начинается: ты тут не стой, да мы вас “сожрем”… Пока никого не били, но люди боятся садиться за руль.

По словам Вячеслава, бывшего водителя такси 7220, ситуация не так трагична, как ее преподносит Олег, однако неприятные стычки с таксистами конкурирующих служб были.

– Был такой случай на автовокзале. Таксист, не помню какой службы, подошел и в грубой форме сказал: “Ты тут не стоишь и стоять тут не будешь”.

– То есть, у вас автовокзал – самое “лакомое” место, получается?

– Одно из… Был еще случай у парня на моей смене: он приехал по адресу, а у подъезда во дворе таксисты другой службы его заблокировали и пытались выяснять отношения, но только словесно все обошлось.

Сейчас Вячеслав в такси 7220 уже не работает, но ушел, как он заверяет, не из-за угроз:

– Я просто изначально рассматривал это как временную подработку. И все.

А вот Виктории повезло меньше. Девушка работает “таксует” уже больше года: у нее есть опыт работы в Минске, сейчас она работает в Молодечно, так как это ее родной город. По словам Виктории, ей тоже угрожали и в грубой форме гнали с места, где она ждала оформившего вызов клиента. Также девушка обвинила директора одной из молодечненских служб такси в том, что тот якобы ездил в ее машине и не рассчитывался за проезд.

– Откуда вы знаете, что тот человек – директор другой службы такси?

– Мне вообще передали. Мы со своими общаемся в Zello-рации, у нас создана группа, и там мальчики говорили, что с такого-то адреса будет ехать директор. Я ездила два раза по этому адресу – он со мной не рассчитался (рубль пятьдесят и четыре пятьдесят), и еще с мальчиком из 7220 он тоже не рассчитался.

По словам Виктории, клиент хотел получить чек не из кассового аппарата, а из таксометра.

– У меня есть квитанции, то есть я могу выписать, это все разрешено, как и в Минске. Он этого не захотел, захотел именно с таксометра, а у меня его просто нет.

– Может, надо было сразу вызывать милицию?

– Вы понимаете, это было ночью, и ради полутора рублей я буду вызывать милицию?

Чтобы наконец пролить свет, как и в каких случаях следует платить за проезд в такси, мы связались с начальником управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции РБ Иваном Алисейко:

– Если это перевозка такси, у нас предусматривается два варианта оплаты. Первое – это перевозка через приложение и оплата по безналичному расчету (в случае если это зарегистрированная информационная система) – тогда оплата через таксометр не требуется. Если наличный расчет – должен быть установлен кассовый аппарат, совмещенный с таксометром.

31 августа 2018 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 636 была принята новая редакция Правил автомобильных перевозок пассажиров. Согласно внесенным изменениям, пассажир такси действительно имеет право не платить за проезд при заказе поездки через приложение и оплате наличными, если в салоне перевозчика не установлен кассовый аппарат, совмещенный с таксометром.

По факту предполагаемых угроз никто из других водителей службы 7220 в милицию также не обращался. Так как это достаточно серьезное обвинение, мы связались с директором службы такси, который фигурировал в разговоре с Викторией. Факт поездок Виталий отрицает:

– Зачем мне ездить с кем-то еще, если у меня свои таксисты? Меня свои возят бесплатно.

Хотя вероятности конфликтов водителей его службы с конкурентами он не исключает:

– Они очень часто у нас клиентов “подбривают”. Вызывают наш заказ, а они то ли рацию слушают, то ли что – приезжает машина и увозит наших клиентов. Понятно, что это не нравится. Я же не могу уследить за всеми водителями, правильно? Не бьются же они.

Ну а пока таксисты между собой азартно выясняют отношения, директор нового сервиса решает текущие проблемы с ложными вызовами и сдаваться просто так не собирается. Олег рассказал также, что директор одной из служб такси пытался вести с ним переговоры на предмет сотрудничества, но он, выслушав предложение, ответил отказом.

– Говорит, мы не можем сделать такую цену, вы “съели” наш рынок… А я говорю: почему вы не можете? Вы не платите ни налогов, ни техосмотров. Кроме того, у вас старый автопарк.

Своими чистыми и ухоженными машинами Олег гордится. Мужчина охотно предоставил в редакцию фотографии.

– До нас заходило на этот рынок Яндекс.Такси. Но их, я понимаю, просто выжили. Их абсолютно не видно, они уже “расклеились” – у них нет никакого обозначения, что это Яндекс.Такси, их вообще не видно.

Мы спросили у Яндекс.Такси, как у них обстоят дела, и получили оптимистичный ответ:

– У нас все хорошо. Количество заказов в городе растет, хотим увеличивать число партнеров.

Сферу такси в Беларуси “штормит” уже не один год. Еще до прихода крупных международных агрегаторов и начала использования специальных приложений мы имели трудно соприкасаемые в одной точке интересы трех игроков: таксисты хотели поменьше давления со стороны государства и побольше возможностей заработать, государство – безопасности пассажиров и прозрачности бизнеса, пассажиры – приемлемых тарифов, комфорта и опять же безопасности. Теперь все запуталось еще больше. Одна надежда – что после всех мук мы получим что-то цивилизованное.

Фото автора.