Практически полное отсутствие государственных газет и проблем с получением информации от местных властей. Глянцевые журналы, которые конкурируют между собой. Рекламодатели и модели, готовые заплатить сотни долларов за то, чтобы побыть на глянцевой обложке.

На днях журналисты «Рэгіянальнай газеты» посетили Черниговскую медиагруппы, познакомились с работой наших коллег. О структуре и работе медиагруппы нам рассказал её директор Ярослав Сухомлин.

И никаких проблем с получением информации от местных властей

Сегодня в медиагруппу входит радио, несколько газет, глянцевый журнал, сайты. А история компании начинается с 1997 года – с открытия первой радиостанции в Чернигове. Через год появляется газета бесплатных объявлений.

Радио просуществовало недолго. И сегодня в медиагруппа своей радиостанции уже нет. Однако отдел радио есть. Здесь записывают рекламные ролики, которые потом звучат на других радиостанциях.

Одна из газет медиагруппы – информационный еженедельник «Семь дней». Она издаётся 18 лет. Здесь работают три журналиста и главный редактор. Для нас было непривычно, что коллектив – полностью мужской. Своего сайта у газеты нет. Есть только группа в фейсбуке. Сегодня тираж газеты – 4 300, в лучшие времена – был восемь тысяч.

Как и к нам, в редакцию приходят читатели со своими проблемами. Редакция часто об этих проблемах пишет. Только вот получить комментарий от представителя местной власти украинским коллегам куда легче, чем нам.

– Чиновники чаще всего без проблем дают нам информацию. По запросам работаем в исключительных случаях, – поделился главный редактор газеты «Семь дней» Сергей Кириченко.

По мнению украинских коллег, сегодня журналисту не стоит быть таким нейтральным, надо всем, и в материалах скрывать собственную точку зрения на проблему.

– Мы считаем, что журналист должен высказывать своё мнение, тем самым как-то направлять народ. А то наша журналистская нейтральность иногда приводит к тому, что выбирают не тех президентов, – поделился Сергей.

Газету приносит курьер

Кроме «Семи дней» в медиагруппе ещё две газеты – «Объявления Чернигова» и «В каждый дом». Однако печатные издания постепенно умирают везде. К тому же в Украине не выпускают газетную бумагу. Её нужно покупать за рубежом.

Так читателям предлагают подписаться на «Семь дней» через редакцию. Иллюстрация 0462.ua.

Один номер газеты «Семь дней» стоит шесть гривен – 54 копейки на белорусские деньги. Годовая подписка через Укрпошту – триста гривен – около 27 рублей. Однако у медиагруппы есть возможность подписать на свою газету через редакцию. Это дешевле – 220 гривен – около 20 рублей. Причём читателей поощряют подписываться именно через редакцию. За это дают небольшие гарантированные подарки. А более крупные призы разыгрывают среди подписчиков.

Распространяет свои издания медиагруппа самостоятельно. В Чернигове у неё есть свои киоски. Здесь продают собственные издания, а также канцелярию и карточки на проезд. Есть курьерская доставка. Тем, кто подпишется через редакцию, газету приносит курьер.

В кафе, отелях, ресторанах издания Черниговской медиагруппы располагаются на специальных стойках. Для своих посетителей газеты и журналы приобретают учреждения.

Немного о черниговском глянце

Еще один печатный продукт черниговских коллег – глянцевый журнал ВООМ. Его позиционируют как гид по нескучной жизни Чернигова. Здесь реклама салонов красоты, кафе, ресторанов, фотостудий, клиник, туристических агентств. Большое интервью, материал по истории города, афиша выходят бесплатно.

Глянцевая обложка для рекламодателя стоит четыреста долларов. Чаще двести долларов платит компания, которая рекламируется, а двести – модель – за то, чтобы быть на обложке. По словам работников журнала, всегда есть очередь из девушек, желающих попасть на обложку.

– ВООМ – успешный, рентабельный и стабильный проект, – говорит руководитель медиагруппы. Нерентабельных проектов у нас нет. Если видим, что что-то перестало приносить деньги, – закрываем.

Один из номеров журнала.

Журнал выходит раз в месяц. Раз в год издают детский ВООМ и свадебный ВООМ.

Два раза в год попытались издавать глянцевый журнал о еде – «Смачне життя». В Украине, как и у нас, запрещена реклама алкоголя и сигарет. Но в специализированных изданиях эти группы товаров можно рекламировать. Поэтому и создали такой журнал. Однако пока, признался Ярослав Сухомлин, издание приносит больше затрат, чем прибыли. Поэтому его выпуск приостановили.

Ежегодный рекламный проект медиагруппы – карта Чернигова. С обратной стороны на ней размещают макеты от рекламодателей.

От русского языка – к украинскому

По словам украинских коллег, государственных газет в Украине на сегодня практически нет. Так, после разгосударствления многие издания исчезли. Но это неплохая тенденция.

– Сразу стало видно, какие газеты не нужны читателям. Как только государство перестало их поддерживать, как только исчезла принудительная подписка, исчезли и газеты. Таким образом, медиарынок Украины очистился от мусора, – считает Ярослав.

Городские мероприятия – ещё один вид деятельности медиагруппы. Уже несколько лет подряд летом журналисты проводят фестиваль «Зелена сцена». В сквере в центре Чернигова выступают музыканты – как местные, так и из других городов. На ближайшие фестивали планируют пригласить музыкантов из Беларуси. Так, на днях Черниговская медиагруппа проводила в городе джазовый фестиваль. Такими активностями занимается сотрудница Леся Федренко, а к проведению присоединяются другие работники.

А ещё в течение последних лет большая часть газет в Украине перешла с русского языка на украинский.

А согласно Закону о языках, до 2022 года всё печатные издания должны стать украиноязычными, а сайты – получить версии на украинском языке. Если Зеленский не отменит этот закон, уточняет директор медиагруппы.