Аўтобус «Вільня-Ашмяны» на здымку ў газеце Słowo, 1929 год.

Организация автобусной коммуникации с Вильнюсом (имеем уже 15 машин, курсирующих из Вильнюса до Ошмян и через Ошмяны далее) была с радостью принята жителями города и ближайших окрестностей.

После более близкого знакомства на практике с этой коммуникацией оказалось, что нет розы без шипов, а есть случаи, когда эти шипы несоизмеримо большие. Так есть и с автобусной коммуникацией.

Прежде всего при посадке в машину никогда не знаешь, кто кондуктор, так как они почти не носят форменных фуражек. Водители и кондукторы вовсе не соблюдают правила, запрещающие курить и разговаривать во время езды.

Много машин ездит с открытыми глушителями, что создает громкий шум мотора, от которого после того, как человек проедет несколько десятков километров, болит голова. Мало того – сомнительно, что при таком шуме водитель слышит сигналы машин, которые встречает на поворотах, что может привести к аварии.

Настоящая беда – пастухи. В субботу при проезде зарослей за Каменном Логам пастух бросил камнем в автобус, проезжавший. К счастью, камень попал в раму. На 38 километре от Ошмян на дороге были положены большие камни, а еще дальше посреди дороги было костра.

О защите автобусов от таких случаев никто не думает, и в то же время органы безопасности направляют свой надзор на другое, а именно запрещают развивать скорость более 40 километров в час. К сожалению, при нашем состоянии дорог нельзя ехать более 20 километров в час, однако на хорошей шоссе водитель должны увеличить скорость, чтобы сократить и так долгое время езды [согласно расписанию 1929 года, время в дороге от Ошмян до Вильнюса был 2,5 часа – Константин Шиталь].

Худшим является то, что руль редко когда бывает в соответствующих руках – и в том направлении должна быть интерес властей. При хорошем водителя улучшится состояние машин – а вместе с тем и безопасность.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская