В 1942 году на экраны вышел фильм Майкла Кёртиса «Касабланка». Фильм разлетелся на цитаты, дуэт Хамфри Богарта и Ингрид Бергман тронул миллионы сердец. Но статус культового он получил в 1960-е.

Большое кино о большой любви

Главный герой – холодный циник с загадкой в ​​прошлом. Героиня стала той, кто оживляет прошлое. В центре повествования – конфликт между чувством и долгом.

В «Касабланке» есть великая сцена встречи главных героев в истории кино. Главная героиня Ильза Лунд переступает порог «Ночного клуба в Рико» лишь на 25-й минуте фильма. Пианист и лучший друг владельца заведения Сэм встревожен её вторжением. Героиня Бергман напротив выглядит меланхоличной. Это – сцена встречи, но героя в ней всё нет. В то же время зрителю дают почувствовать его незримое присутствие. Чем дольше откладывается момент встречи, тем более драматичным будет момент саспенса.

Песня, которая стала культовой

Песня As Time Goes By не была написана специально для фильма. Её позаимствовали из мюзикла «Всем рад», но она стала знаменитой благодаря «Касабланке». В 2004 году Американский институт киноискусства поставил её на второе место в рейтинге ста главных песен ста лет американского кино.

Вторая по значению сцена в фильме связана с музыкой. В клубе немецкие солдаты поют «Стражу на Рейне». Это был неофициальный гимн солдат Третьего Рейха по мотивам франко-прусской войны. Фактически, это акт агрессии в отношении всех в клубе. В ответ муж Ильзы и герой Сопротивления Виктор Ласло просит оркестр исполнить «Марсельезу». И вот голос за голосом, всё заведение поёт гимн Французской республики – революционный марш, песню свободы. Нацистам дали отпор, а зрители убеждаются, что Виктор и правда герой. Особую силу этой сцене придавало то, что почти все из 75 актёров и актрис в «Касабланке» были иммигрантами. И мелодрама таким образом становится чем-то большим.

Фото nypost.com.

Большое кино о войне

Боевые действия происходят далеко за кадром. На экранах – 1941 год, Америка ещё не вступила в войну. Снимается лента уже после Перл-Харбор, поэтому для зрителей герой Богарта, который пытается сохранить нейтралитет, олицетворяет целую страну. Война о себе заявляет документальными вставками, хрониками и лучом прожектора, который возникает в кадре.

Спокойная жизнь на базаре прерывается том, что все люди смотрят на самолёт в небе – ниточкой, которая связывает территорию ожидания с территорией свободы. Или сцена с облавами жандармов: они задерживают обычных подозреваемых, ищут убийцу двух немецких агентов, который стал обладателем двух транзитных виз. Тех самых документов, дающих право сесть на тот самый самолет и бежать от войны. Среди всего этого – «Ночной клуб в Рико»: настояще чистилище, где томятся души, зависшие между войной и миром. Как и Америка, Рик вступит в войну и принесёт в жертву собственные чувства ради чего-то более важного.

«Касабланка» еще и комедия

«Касабланка» стала именно культовым фильмом благодаря диалогам. В фильме хороши не только реплики. Кино работает и как визуальная комедия: вор рассказывает о разгуле преступности; парочка помощников героя – ловкий добряк метрдотель и русский бармен. В фильме нет незначительных персонажей. За каждым человеком на экране есть история.

Фото britannica.com.

Даже сейчас те, кто признаёт «Касабланку» выдающимся фильмом, отказывают ей в художественной исключительности. Кёртис и оператор Артур Эдисон разумно и точно используют приёмы, которые они позаимствовали у немецких экспрессионистов. Свет и тень в «Касабланке» наделены смыслом. Лицо героя Богарта часто оказывается в полутени, как и его жизнь. Совсем по-другому показан Виктор Ласло: его лицо всегда на свету, он и сам словно луч света в тёмном царстве.

Кёртис смешал жанры, монтаж, темп, в котором меняются кадры, и ни один из кадров не является пустым и декоративным. При этом режиссёр не делает ничего революционного, но всё вместе собрано с безупречным балансом.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская