Житель Ивенца Альфонс Желток нашёл и привёл в порядок 33 могилы на забытом древнем кладбище в лесу у деревни Погорелка.

Скотину не пускали на кладбище

В детстве, когда пас коров в этих местах, он помнил наказ родителей, чтобы скотину, не дай Бог, не пускали на кладбище.

Это сакральное место выделялось особенными камнями с выбитыми непонятными знаками, буквами и крестами. Ходили слухи, что это могилы французов, шведов или русских. Но к некрополю относились с уважением, поддерживали порядок, посещали на религиозные праздники.

Дорога из Скипоровцев на Ивенец проходила мимо этих археологических памятников, где неподалёку на пересечении с трактом Мир-Вильня стояла старинная корчма. В послевоенное время председатель колхоза «Рассвет», чтобы выпрямить путь, через кладбище проложил дорогу. Каменные плиты повалили и засыпали песком.

Благодаря Альфонсу Станиславовичу этот памятник археологии частично возрождён. Здесь проводят экскурсии. Любители старины дают всё новые координаты о местах пребывания загадочных граффити.

Нашлись и другие интересные камни

Нумизмат и любитель археологии Валерий Мазуро заметил подобный объект в окрестности деревни Рудня Ивенецкая. Анализируя однотипность знаков, мы единодушно пришли к выводу, что имеем дело с таинственными рунами, которые часто встречаются не только на валунах, но и на образцах ткачества, женских украшениях, фрагментах керамики.

Изображения на камнях разделяются на отдельные буквы, лигатуры, идеограммы, крестики. Они имеют сходство со скандинавской рунической письменностью. Известно, что священные тексты ариан – ранних христиан – Полабья и Поморья писались руническим письмом.

Руническая литература уничтожалась как языческие проявления дьявола. С расширением христианства руническое письмо было вытесненное латинским. Ватиканом провозглашались крестовые походы на славянские земли Полабья и земли западных балтов Порусья (Пруссию), а потом и на Великое Княжество Литовское.

Скандинавский след на Воложинщине

Однажды краевед Василий Шакун предложил совместно устроить экскурсию для иностранных гостей. Вместе мы посетили сакральные объекты у Погорелки и Рудни, на перекрёстке дорог с Сивицы на Пилюжину и с Углов на Дайнову, камни у деревни Гилики и в Провжалах. Гражданин Германии, который по материнской происходит из-под Ивенца, Пётр Конечный, уверенно заявил, что эти памятники – следы викингов. Таких камней много в Германии и Швеции, где они находятся под государственной опекой. Этот вывод можно считать одной из версий в наших исследованиях.

Викинги – это воинственные дружины со Скандинавского полуострова, которые на кораблях-драккарах наводили ужас на жителей прибрежной Европы, Исландии, Гренландии и Северной Африки.

Войнами и грабежами викинги накопили сокровища, о которых остались только легенды и саги о великом водном пути “из варяг в греки”.

Один из локальных маршрутов “из варяг в греки” проходил через нашу землю: Балтийское море-Неман-Ислочь-Птичь-Припять-Днепр-Чёрное море.

В нашем крае насилия и грабежа местного населения со стороны викингов в письменных источниках не зафиксировано. Но остались следы долговременных стоянок и могильники.

Нельзя согласиться с теми, кто считает, что крест – лишь проявление христианства. Крестам поклонялись люди от начала цивилизации на всех континентах как символу солнца. Крест – это и система координат, которая даёт возможность человеку ориентироваться в пространстве и времени. На протяжении веков образ креста получил много вариаций, различных по форме и содержанию.

Легенда о камниях дороге и любви, записанная на Воложинщине

Напомню предание, записанное в деревне Сивица археологом Людмилой Дучиц о камнях на перекрёстке дорог. Два парня были влюблены в одну красавицу. Девушка сказала: «Пусть один идёт в Ивенец и принесёт баранку, а другой пусть идёт к речке Волке, поймает рака и принесёт мне. Кто первый принесёт подарок, за того и пойду замуж». Влюблённые принесли подарки одновременно, но, отдавая их, одновременно и умерли. Люди похоронили парней, а девушку закопали живой. Поэтому здесь лежат три камня, растут две сосны, а посередине берёза.

Камни – как память о повстанцах

Среди граффити встречаются выбитые даты «1863». Возможно, это могилы повстанцев Калиновского, так как их хоронить на кладбище запрещали оккупационные власти.

А вот в Кульшичах, у придорожного креста, сохраняется камень с пометкой «1794». Возможно, это зафиксированные события похода отделения Михала Клеофаса Огинского в наш край.

Справка

Многие камни на нашей земле появились в результате сожской стадии днепровского оледенения около 100-120 тысяч лет назад. Поверхность земли щедро засеяна мелкими и большими валунами, которые были принесены ледником с севера Швеции, Финляндии, Карелии, дна Балтийского моря. Камни являются памятниками природы и когда-то выполняли культовые функции – им поклонялись предки.

P.S. А пока готовился этот текст, неугомонный Альфонс Желток уже облагородил мемориал у деревни Рудня. Большое спасибо ему за это.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская