Фота Волі Трубач. Маладзечанскія калядоўшчыкі.

Участники этнографического клуба «Кола» прошли с обрядом колядования по домам Молодечненского района 7 января.

Обошли с семь домов в Марково. А в деревне Кучки в доме Арсения Осиповича показали батлейку.

О том, как прошёл праздник и в чём символизм колядования, рассказала преподаватель музколледжа и участник обряда Наталья Червонцева.

Батлейка.

Как колядуют

Кажется, колядовать не так и сложно – ходи по домам, поздравляй, собирай сладости, но это довольно быстро выматывает, ни у кого не бывает бесконечного энтузиазма. А для каждого дома нужно сохранить приподнятый настрой.

Наталья традиционно участвует в колядовании, приговаривает: «Як не пакалядуеш, то год змарнуеш».

В обряде колядования самое важное – хотеть и дать добро хозяевам, и тогда это добро вернётся к колядовщикам.

Не все хозяева хотели бы приглашать колядовщиков – у таких не горит свет или они просто не отпирают дверь. Обрядная группа олицетворяет собой гостей с того света, потому и ведут себя немного нагло. Например, Чёрт может переставить обувь или ещё что-нибудь натворить.

Вместе с тем они спрашивают разрешения у хозяина – не против ли они колядовщиков, можно ли войти в дом. В древности же хозяева сами выходили и приглашали, только бы не прошли мимо их дома с обрядом, так как считали, что колядовщики приносят в дом благополучие и здоровье.

Современные хозяева чаще не знают, как себя вести и что делать – им всё аккуратно подсказывают, чтобы театрализованное действо выглядело достойно. Особенно интересно принимать колядовщиков семьям, где есть дети. Они разглядывают персонажей и сами присоединяются к игре. Разве что совсем маленькие могут испугаться непонятной Козы.

После обрядной части колядовщиков приглашают за стол, а иногда просто дают что-нибудь с собой – каждая семья выбирает, как им удобней.

Что означают персонажи

Главный персонаж для компании колядовщиков – Коза. Она символизирует старый год, поэтому персонаж прыгает и скачет, а потом валится на пол. Это будто бы старый год умирает и уходит. Тут колядовщики говорят хозяевам, что нужно что-то Козе преподнести, чтобы оживить: «пакласці на ражок піражок».

Коза встаёт и этим символизирует рождение нового года. Год закончился, как завод часов, и его нужно подзавести, чтобы запустить на новый год. А это новый доход и новые дела.

Козу водит поводырь, или же Дед. Персонаж даёт советы, как поправить здоровье.

Медведь – это персонаж, который связан со сморгонской медвежьей академией. Уникальное явление обученных танцевать зверей вошло и в обряд колядования. Медведь – персонаж, который вышел из-под земли и знал её тайны, повелевал растительным миром, поэтому нёс семье урожай, здоровье и благополучие.

Если Коза и Медведь отображают силу земли, то Аист как небесная птица олицетворяет высшие силы. Он же в ответе и за то, чтобы в семьях появлялось пополнение.

В группе колядовщиков могут быть роли, которые пришли позже. Доктор лечит Козу, иногда ходит с клизмой. Может присоединиться Поп. В компании может быть Еврей или Цыган, который отображает чужака.

Таким образом, колядовщики несли с собой всё важное, что окружало человека: небо, землю, социальную жизнь и чужаков.

Обязательный элемент группы колядовщиков – вифлеемская звезда. Она связывает обряд с христианством. Колядовщики поют не только архаичные песни, но и христианские.

Обряд символизирует не только обновление солнце, с которым придёт новый урожай, но и обновление души человека.

– Колядуют не ради еды, а чтобы пожелать добра. Это серьёзная работа, которая требует сил. Мы также выполняем миссию – сохраняем наш древний обряд. В каком ещё ритуале через театрализованное представление можно так красиво высказать наилучшие пожелания? – рассуждает Червонцева.

Фото Виталия Назаревича, Оли Трубач.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская