У скейт-парку да пагрома. Фота Аксаны Ярашонак.

Белорусы практически не имеют возможностей как-то повлиять на распределение бюджетных средств. И это неправильно, считает аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова.

За счёт налогов граждан формируется значительная часть бюджета. Поэтому люди имеют право решать, как тратить эти деньги. В соседних странах, в Польше, в Украине, проблему решает бюджет общественного участия.

Как в Украине каждый может воплотить свой замысел за деньги города

Поскольку в Беларуси такой практики пока нет, мы обратились к примеру Украины. О бюджете общественного участия в Чернигове нам рассказала представительница Рабочей группы в Чернигове при Черниговском совете Татьяна Романова.

– Практика бюджета общественного участия пришла к нам из Польши, – говорит Татьяна. – В Чернигове мы реализовали практику бюджета общественного участия по примеру Польши в 2015 году.

Бюджет общественного участия – это возможность каждого жителя города воплотить свой замысел за бюджетные деньги, поясняет собеседница.

В Чернигове с 2015 году один процент из городского бюджета тратят на реализацию проектов, идей от горожан. Весной жители Чернигова, которые прописаны в городе и в возрасте старше 16 лет, предоставляют свои идеи в Рабочий орган городского совета. После этого профильные управления рассматривают все проекты и дают рецензию каждому. Определяют, какие проекты допустить к голосованию, а какие – нет.

– Потом мы проводим открытое публичное заседание Рабочей группы. Приглашаем туда авторов, выслушиваем каждого. Решаем, какие проекты переходят в следующий этап, – объясняет Татьяна.

Проект должен быть для всех

А следующий этап – это голосование за проекты. Голосуют все жители города, имеющие городскую прописку и возрастом от 16 лет. Голосование обычно проводят осенью, чтобы успеть заложить реализацию проектов-победителей в бюджет на следующий год. Проекты, набравшие больше всего голосов, реализуют в следующем году.

На какие же проекты местный совет готов выделить деньги? Основной критерий – общедоступность. Это значит, результатами проекта могут пользоваться все.

– Именно поэтому локальные проекты типа ремонта спортивного зала или туалете в школе Рабочая группа не пропускает. Ведь тут доступ к результату проекта будут иметь только те, кто учится и работает в этой школе. Остальные – нет, – говорит собеседник.

Ещё один важный критерий – территория, где реализуется проект, должна быть государственной, а не частной.

Сколько городские власти готовы дать активистам

Проекты, которые доходят до голосования, делятся на две группы – малые и большие. Сумма малых – до трёхсот тысяч гривен. На наши деньги – около 27 тысяч рублей.

Бюджет большого проекта – полтора миллиона гривен. Это немного больше, чем 133 тысячи белорусских рублей.

Уже два года голосование за проекты электронное. Однако для тех, кто не может проголосовать, есть около десяти пунктов поддержки в городе, куда можно прийти, чтобы там помогли это сделать. До этого было бумажное голосование в нескольких пунктах поддержки. Однако от этого отказались, так как было очень много манипуляций, делится Татьяна.

Один человек может проголосовать за три больших и три малых проекта. По словам Татьяны, большие проекты – это, в основном, капитальные реконструкции чего-либо, детская или спортивная площадка, масштабный фестиваль. Малые проекты – это чаще тренинги, семинары, кружки для детей.

Сегодня среди проектов на сайте для голосования – психологические тренинги для молодёжи, обновление парка, установка в городе ящиков, куда можно складывать ненужные игрушки, одежду и обувь.

А что с бюджетом общественного участия в Беларуси?

– Беларуси в практике бюджета общественного участия лучше ориентироваться на Польшу, а не на Украину, – считает аналитик проекта «Кошт урада» Жанна Кулакова. – В Беларуси централизованная система государственных финансов. В Украине же решения о бюджете общественного участия могут принимать городские власти. У нас это невозможно. Мы с коллегами из Фонда имени Льва Сапеги проводили исследование, чтобы выяснить, насколько возможна эта практика в Беларуси. Беседовали с депутатами местных Советов. Все говорят, что в нашем случае нужна инициатива сверху. Какое-то общее законодательство, которым будут пользоваться на местах. Подобный пример в Польше, – объясняет Жанна.

По мнению эксперта, очень хорошо, что тема бюджета общественного участия начала звучать в СМИ.

– Надеюсь, что со временем эту практику у нас можно будет реализовать. С одной стороны – это небольшие деньги, не половина городского бюджета. Обычно, в пределах одного процента. А с другой – это позволит втянуть общество в распределение бюджета. Ведь пока у нас с этим всё плохо, – подытожила Жанна.

Молодечненские активисты: мы мечтаем о поддержке местных властей

Пока бюджета общественного участия в Беларуси нет, молодечненские активисты ищут другие возможности сделать что-то хорошее для своего города: устраивают праздники в собственном дворе, собирают вещи для тех, кто нуждается. Благодаря тому, что активистов поддержал крупный мобильный оператор, в городе появилась улица Стрит-фуда.

– Пока мы можем только мечтать о такой поддержке, – говорит молодечненская активистка Ирина Тархан. – Но уже знаем, что могли бы попросить у местных властей – посодействовать в создании городского огорода.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская