Фотаздымак, які стаў адным з апошніх. Іван Драўніцкі ў цэнтры. Фота забяспечанае аўтарам.

Два года назад, 13 февраля 2018 года, отошёл в вечность педагог и краевед Иван Петрович Древницкий. А ещё в мае 2017-го родственники и друзья за одним столом отмечали его 85-летие, и юбиляр даже танцевал на празднике…

Последний снимок

Правда, врезались в память слова, когда он предложил нам, детям, собраться для общего снимка: «Подойдите, ведь больше не соберёмся». Помню своё возмущение, мол, не надо говорить так, и на следующий год соберёмся…

Не соберёмся. Так случилось, что тот снимок стал одним из последних для его единственного сына Ивана, который трагически погиб 24 августа 2017 года. Именно это событие станет мучительной точкой обратного отсчёта для отца.

Их и похоронили рядом – сына и отца, обоих Иванов…

Иногда так бывает, что, только потеряв, начинаем понимать ценность потерянного. Это касается и меня. Только поработав с архивом отца, полистав историю переписки, я поняла масштабы, а точнее, необъятность его устремлений. Австралия, США, Германия, Польша, Литва, Россия…

Природное качество – докопаться до сути, глубже раскрыть тему – толкало его в дорогу. Он был частым гостем мядельского краеведческого музея, архивов в Глубоком, в Вильне, Национальной библиотеки в Минске, ведущих библиотек Санкт-Петербурга.

Знание других языков позволяло работать с документами напрямую, без переводчиков. Вдохновили заниматься краеведением отношения с неравнодушными к истории людьми. Алесь Рылько, Иосиф Быховец, Микола Ермолович, Адам Мальдис, Геннадий Кохановский, Евгений Рапанович, Николай Улащик, Ярослав Зверуго, Михаил Чернявский, Константин Каратай, Якуб Якубовский – и это далеко не полный список…

Судьбы людей, история края его интересовали давно. Но вплотную заняться любимым делом смог только тогда, когда вышел на пенсию. А отработал Иван Петрович на ниве образования 48 лет. И ещё 14 вёл краеведческий кружок. Всего в течение 62 лет занимался воспитанием детей.

Статьи, исследования, книги

Отец интересовался фольклором, топонимикой, локальной историей, уроженцами местности. Географически территория исследований совпало с территорией водозабора реки Страчи и её притоков: Островетчина, Мядельщина, Поставщина. Найденным щедро делился с общественностью. Писал в свою районку «Нарочанскую зарю». Здесь напечатали «Литературную карту Мядельщины» – специальный проект, который представил имена литераторов, которые родились или работали на Мядельщине. И это он сделал, когда источниками знаний были собственная осведомленность, периодическая печать, энциклопедии, беседы с людьми, а не интернет. В районке печатали статьи, которые потом войдут в книгу «Память. Мядельский район». Иван Петрович входил в группу по подготовке книги. В группу «таких дураков, как я сам», говорил он. Это означало – таких же одержимых краеведов.

Содержательные статьи появлялись на страницах «Рэгіянальнай газеты», «Мінскай праўды»«Голаса Радзімы», в «Нашым слове»«Пастаўскім краі», «Астравецкай праўдзе»«Glos znad Niemna».

С 2004 года усилиями объединения «Сумежжа» отдельными книгами напечатали его исследования «Мая Віленшчына»«Мястэчка пры Полацкім тракце»«Касцёл у Кастанцінаве»«Пацеркі хваляў і соснаў бурштын» (в соавторстве), «Сядзібны дом Раманішкі і яго гаспадары»«Прафесар музыкі з Камай»«Былыя сядзібы і паркі Паазер’я. Мядзельшчына» (вместе с Николаем Гилем), «Мастакі з дынастыі Ромераў», «Тутэйшая. Гэлена Ромер-Ахенкоўская»«У мядзведжым кутку»«Легенды і паданні Нальшчанскага Паазер’я»«Наваколле Сарачанскіх азёр»«На правабярэжжы Страчы»«Пастаўская беларуская настаўніцкая семінарыя». В других издательствах появились книги «Смарагдавы край»«Спадчына Міжазер’я»«Мы з іманам жывём на зямлі Беларусі» (вместе с Татьяной Якубовской), «Наднарочча ў легендах і паданнях».

Результатом разговоров с односельчанами и жителями окрестных деревень, работы в архивах стала книга «Мы памятаем, мы ганарымся!». В ней – сведения об участниках Второй мировой, которые по разным причинам были забыты. Последняя книга «Пастаўскае педагагічнае вучылішча ў люстэрку часу» вышла в начале февраля 2018 года. Автор ещё успел подержать её в руках.

Школьничество было его стихией

Масштабы сделанного поражают. И охватывает тоска, что не всё успел сделать, рассказать. Осталась незавершённой родословная Древницких. А удалось разыскать сведения о предках до 17 века. Из этого рода происходит изобретатель парашюта, воздухоплаватель, первая женщина-воздухоплаватель, поэт. Удалось отыскать герб рода, родовое поместье. Не успел… Осталось мечтой желание создать музей школьничества. Единственное, что успел – добиться того, чтобы придать зданию школы, в котором проработал более полувека, статус историко-культурной ценности. А уникальность здания в том, что оно осталось фактически единственным на здешних просторах, сохранённым без перестроек и перепланировок из ста школ, построенных на территории бывшего Виленского края в первой половине 20 века.

Школьничество было его стихией. Энергетика детского коллектива соответствовала его темпераменту. Это был учитель, увидев которого, дети улыбались, так как ждали меткого словца, шутливого вопроса. Из 62 лет работы сорок проработал директором. Административную работу сложно сочетать с творческой. Но он находил время, чтобы устроить колядки, творческий вечер, нестандартный урок. Мог засучить рукава, замешать глину и отремонтировать школьные печки, почистить дымоход, заменить стекло. Подсобные помещения возле школы строились при непосредственном участии директора.

Сегодня заросли школьные тропы. Ветшает здание, закрытое около десяти лет назад. Мародёры варварски обходятся с элементами интерьера ещё польского времени. Доживает яблоневый сад, посаженный неугомонным директором на месте заболоченной пустоши через дорогу от школы.

Тот сад благодаря усилиям Ивана Петровича некогда стал волшебным. Там тянул длинную шею жираф, грелась черепаха, из речушки выползал на берег крокодил. Стояло несколько специальных беседок. Школьный сад был любимым местом отдыха. Кипела жизнь и в школе. Запомнились этнографические вечера «Бабулін куфэрак»«Лучынка»«Вяселле ў Камарове».

В школе устраивали выставки известных художников, действовали кружки. Дети охотно работали на токарных станках, выжигали на дереве, чеканили по меди, создавали композиции из природного материала. Ежегодно отправлялись в путешествия. На открытых грузовых машинах ездили в Вильню, Ленинград. Ходили в походы – Каймино, Сорочанские озёра, Швакшты, Страча, Голубые озёра. Разработали много туристических маршрутов.

Много лет Иван Петрович водил пешеходные экскурсии по ландшафтному заказнику «Голубые озёра». Природа вдохновляла и на поэтическое творчество. В творчестве отца появились песни «Камароўская паходная»«Песня пра Нарач».

Жизнь – как пример для потомков

Он всегда шагал вместе со временем: освоил компьютер, современный фотоаппарат, сканер. У него был аккаунт в Фейсбуке, электронный ящик, он общался по скайпу.

Трудно писать о близком человеке в прошедшем времени. Но пришло понимание, что его жизнь, им написанное, принадлежит не только нам, домашним.

Его детство было опалено войной, ему выпала судьба становиться на крыло в сложные послевоенные десятилетия, жить во времена оттепели, застоя, развала СССР, становления независимости. Но его жизнь можно полностью назвать счастливой – ведь жил и работал ради своей Родины – Беларуси. И его жизнь является примером беззаветного ей служения. Пример нам, потомкам.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская