DCF 1.0

На днях Минский областной драматический театр завершит сезон, чтобы осенью начать новый – 30-й. Открытие сезона соседствует с еще одной юбилейной датой – 6 сентября мог бы отметить свое 80-летие Сергей Валькович, который почти 15 лет был директором МОДТ и фактическим его создателем.

В 1992 году он стал руководителем нового учреждения культуры и принял всю тяжесть периода становления.

Акт 1. Сенница

Эта бывшая деревня под Минском влилась сегодня в столичный мегаполис новым микрорайоном. Но у подножия современных многоэтажек еще ютятся кое-где частные усадьбы в тени яблоневых садов. Осталось еще семейное гнездо Вальковичей. На видео 40-летней давности сохранились и песни хозяина, Бориса Вальковича, зафиксированные любительской видеокамерой. Красиво пел обычный шофер, ветеран Второй мировой войны. Иной раз подпевала ему жена – учительница местной школы. С течением времени влились в семейный ансамбль голоса сына и дочери. Дети закончили музыкальную школу.

Когда пришло время выбирать профессию, сын Сергей поступил в Молодечненское музыкальное училище. С этих пор Молодечно стало его городом и родиной для его детей.

Правда, после первого курса пришлось одеть форму военнослужащего и два года исправно служить Отечеству. По счастливому стечению обстоятельств службу Сергей Валькович проходил в Мачулищах, откуда напрямик до родной Сенницы было рукой подать. Иной раз юноша сворачивал, отправляясь в увольнение. Потому что до деревни Щомыслица, где жила его девушка Тамара, веселуха и певунья, было еще ближе.

Сергей Валькович с женой Тамарой. Фото предоставлено автором.

После армейской службы в Молодечно они приехали вместе. Пока муж заканчивал учебу в Ленинградском институте культуры, Тамара работала на швейной фабрике «Комсомолка». Затем училась на хоровом отделении музучилища без отрыва от воспитания двоих детей.

Акт 2. Звездные походы

30 лет плодотворной работы отдал Сергей Валькович Молодечненскому музыкальному училищу, которое сейчас известно как музыкальный колледж имени Огинского. Не одно поколение выпускников этого учреждения помнит его не только как преподавателя, а больше как инициатора, вдохновителя и организатора многочисленных постановок, интересных содержательных мероприятий, громких проектов.

Мне посчастливилось играть в детском оркестре народных инструментов, который был создан Сергеем Борисовичем. В оркестре ученики музыкальной школы при Молодечненском музучилище осваивали азы совместной работы и дирижерской мануальной техники.

Пожалуй, на репетициях нашего оркестра впервые почувствовала я то невероятное состояние души, когда скромный голос твоего инструмента усиливается, сливаясь с другими.

Это было изумительным открытием для жизни не только в музыке. Был открытием и сам наш руководитель, жизнелюбивый человек с невероятным чувством юмора, доброжелательной улыбкой, искорками-хитриками в светлых прищуренных глазах.

Работая заместителем директора музучилища по воспитательной работе, Сергей Валькович с большим энтузиазмом старался сделать жизнь молодежи интересной, яркой, плодотворной. И ему это удавалось, так как всегда находил тропинку к сердцам своих воспитанников. Звездные путешествия по родному краю, концерты в деревенских клубах, школах, домах культуры, футбольные матчи, лыжные переходы, работа на колхозных полях – все это неотъемлемая часть жизни учащихся, а значит, и большая доля организационной работы Сергея Вальковича. Его работу отметили медалью ВДНХ за патриотическое воспитание молодежи.

Акт 3. В объятиях Мельпомены

Открытие профессионального театра в Молодечно стало явлением национального масштаба. Некоторое время его неофициально называли третьим национальным за верность белорусскому языку. И, честно говоря, не помню, чтобы язык был препятствием в продаже билетов. А премьеры всегда проходили с аншлагом.

Место в 11 ряду, закрепленное за мной как журналистом рукопожатием с директором, всегда было занято более почетным гостем. Тогда районные руководители имели за честь посещать местный театр.

Официальное решение об открытии областного драмтеатра приняли в 1991 году, но торжественное открытие МОДТ состоялось только в начале 1993 года спектаклем «Зямля» по поэме Якуба Коласа в постановке его первого художественного руководителя – заслуженного работника культуры Беларуси Николая Мацкевича.

Для Сергея Вальковича театр был как любимый ребенок, выстраданный и выпестованный. В начале работы новому директору пришлось вникать в специфику работы, которая касалась не только производственных и организационных проблем, но и творческих, специфических для театра. Были определенные наработки любительского народного театра, существовавшего при Молодечненском районном Доме культуры. Только для профессионального уровня по всем параметрам народный не дотягивал.

Сергей Валькович. Фото предоставлено автором.

Завершалась реконструкция старого здания, где базировался районный Дом культуры, а при поляках размещалось офицерское казино. А параллельно Сергей Борисович решал кадровые вопросы, искал актеров для труппы среди выпускников театрально-художественного института и института культуры.

Решение одной проблемы тянуло за собой очередную – обеспечение жилплощадью и достойной зарплатой молодых специалистов, создание условий для творческого роста и благоприятного микроклимата в коллективе.

Представители тогдашнего директорского корпуса запомнили Вальковича как очень настойчивого, харизматичного, эмоционального, изобретательного и упорного в достижении поставленной цели человека.

Как настоящий белорус, строго придерживался Сергей Валькович своей жизненной установки: весь репертуар шел исключительно по-белорусски. Это была его гражданская позиция.

Не потому ли сотрудничали с театром, способствуя его хорошей репутации, ведущий драматург Беларуси Алексей Дударев, народная артистка Беларуси Мария Захаревич, заслуженная артистка Беларуси Вера Кавалерова, композитор Олег Залетнев и многие другие авторитетные творцы театрального искусства.

Организовали национальный фестиваль мастеров театрального искусства «Маладзечанская сакавіца», международный фестиваль моноспектаклей «Я». Расширялся репертуар и круг авторов. Плодотворно заявляли молодечненцы о себе на столичных сценах и получили президентский грант на звуко-светооборудование. Создав хорошую гастрольную программу, артисты МОДТ радовали своим творчеством жителей других регионов.

За всеми новыми победами и достижениями скромно стоял человек, который не считал себя ни гением, ни звездой. Он просто выполнял свою работу – служил искусству. И только единицы видели, что все чаще его рука застывает в районе сердца…

Актер и режиссер Олег Чеченев так вспоминает Сергея Вальковича:

«Не все было гладко и ярко в его напряженном театральном и хозяйственном руководстве, но осталось твердое понимание, что рядом с нами был старательный, неугомонный и неутомимый хозяин, для которого театр был родным домом».

• Тэкст даступны на мове: Беларуская