Таццяна Ілюковіч першы год працуе настаўніцай у смаргонскай СШ №1. Фота аўтара.

О впечатлениях от работы и взглядах на образование мы пообщались с молодой учительницей из Сморгони.

Пришла в школу и усомнилась в некоторых методиках преподавания

Татьяна Сергеевна окончила Белорусский государственный лингвистический университет, получила диплом преподавателя иностранных языков. По словам молодой учительницы, первые месяцы работы в школе не то чтобы разочаровали ее, но заставили усомниться в некоторых методиках преподавания. Это не удивительно, ведь современный мир стремительно меняется, ситуации возникают самые непредсказуемые, и тем, кто работает с детьми, нельзя ошибаться в выборе идеалов. Ведь от их выбора может зависеть судьба их учеников.

На уроках смотрят отрывки из фильмов и музыкальные клипы

Татьяна считает, что современные ученики очень отличаются от прежних, даже от представителей ее поколения. Например, из-за большого объема информации, полученной за день, они не всегда могут воспринять знания, которые им дают в школе. Молодые специалисты, которые в большей мере сами вовлечены в современные информационные технологии, лучше понимают потребности и особенности современного ученика.

Готовясь к очередному уроку, Татьяна Сергеевна тщательно отрабатывает тему, ищет актуальный материал, стремится использовать в образовании действенные новые технологии. Например, внимание учеников она привлекает, используя познавательные игры, отрывки из популярных фильмов, музыкальные клипы.

Также учительница проводит своеобразные социальные эксперименты, которые сейчас так любит смотреть молодежь в ютубе.

На обучение влияет недостаток воспитания

Особый подход ищет молодой педагог к тем детям, которые попали в категорию «трудных учащихся».

– Когда я замечаю, что любая помощь на словах может только усугубить ситуацию, – говорит Татьяна Сергеевна, – то не навязываю ученику свое мнение. Понимаю, что иногда лучше не трогать его. Только постепенно включаю такого ученика в «жизнь» урока.

На мой вопрос, всегда ли удается удерживать внимание детей, особенно гиперактивных, моя собеседница ответила:

– За полгода своей работы в школе я убедилась, что одна из главных проблем, которая непосредственно влияет на учебный процесс, – это недостаток воспитания. Сейчас многие родители преимущественно озабочены своей личной жизнью, работой, увлечениями, чем ребенком. Поэтому детям, которые приходят в школу, не хватает внимания, и они всячески ее к себе привлекают, часто очень возмутительным поведением. Учитель же берет на себя обязанности по воспитанию, привитию элементарных правил поведения. То есть педагог становится будто еще одним родителем, чтобы воспитывать у детей те качества, которые они не получили в семье. Школа должна развивать у ребенка духовные ценности, а моральные – семья.

Но вместе с тем, учитель – это не домашняя обслуга, какими были гувернантки в дворянских семьях. Поэтому отношение некоторых чрезмерно требовательных родителей вызывает у многих педагогов не самые лучшие эмоции.

Что такое булинг и как с ним бороться учителю

Собеседница замечает, что сейчас на просторах интернета в различных социальных сетях популярно поднимать темы, о которых раньше молчали. Булинг, проще говоря – травля, – актуальная во все времена проблема. Но сегодня, с приходом в нашу жизнь интернета, она приобрела еще более широкое распространение. Поводом для унижения человеческого достоинства и оскорблений ученика может стать что угодно: высокий рост, особенности телосложения, цвет волос, отличительное поведение и многое другое. В таких ситуациях учитель должны помочь, считает Татьяна.

Замечает, что иногда дети страдают от комплексов, которые не дают им в полной мере наслаждаться жизнью. Роль учителя в таких случаях важна. Он должен объяснить детям, что это ненормально: оскорблять и унижать других. Нужно найти подход, не упускать ситуацию из-под контроля, не оправдывать такие случаи трудностями переходного возраста.

Когда сердце молодой учительницы наполняется гордостью

Общение между учителем и учеником, по мнению Татьяны Сергеевны, должно быть одновременно и деловым, и строиться на доверии. Во всем нужно знать меру. По мнению молодого педагога, не стоит, чтобы ученик воспринимал учительницу как подругу.

Имеет Татьяна Сергеевна свое мнение насчёт системы оценивания знаний и озвучивания этих оценок. Да, бывают исключения, когда весь класс отлично справился с заданием. Однако такое случается не часто.

И чтобы не отбить у детей желание учиться, не поранить их самолюбие, не самые лучшие оценки она оставляет неозвученными.

– Общение с детьми – это самое прекрасное, что есть в профессии преподавателя, – делится собеседница. – Никто так не сможет порадовать, как ребенок. Сердце переполняется гордостью и радостью, когда третьеклассники бегут к тебе навстречу, чтобы сказать заветное «Hello».

• Тэкст даступны на мове: Беларуская