Браты Адамовічы (па краях здымка з букетамі) на прыёме ў гарадской Радзе Варшавы, ліпень 1934. Фота з Вікіпедыі.

А вы знали, что братья Адамовичи с Вилейщины были первыми выходцами из межвоенной Польши, пролетевшими над Северной Атлантикой?

Как Адамовичи с Вилейщины попали в Бруклин

Болеслав (1896) и Юзеф (1893) Адамовичи родились на Виленщине, в деревне Янковщина Вилейского уезда, около Ольковичей. По примеру старшего брата Бронислава, который в 1904 году бежал от призыва в царскую армию, они также эмигрировали в США до Первой мировой войны. Это случилось не из-за нищеты: у их отца было хорошее хозяйство, где работали «два батрака, две девушки и пастух». Так вспоминал потом Болеслав в своей книге «Через Атлантику», изданной в 1934 году.

Братья стали жить в Бруклине и работать рабочими. Юзеф – на сахарном заводе вместе со старшим Брониславом, а младший Болеслав работал сначала на пружинном заводе, а потом на мыловаренном. Они получали зарплату – по пять долларов за неделю работы.

Заинтересовались авиацией

В 1918 году Болеслав и Юзеф Адамовичи, которые к тому времени стали Беном и Джо, основали в Нью-Йорке собственное дело. Это была небольшая фабрика холодных напитков в бутылках.

Бизнес шел настолько хорошо, что братья построили рядом с фабрикой четырехэтажный дом с несколькими квартирами, которые сдавали в аренду.

В 1928 году братья впервые в жизни как туристы-пассажиры пролетели на небольшом самолете. С этого времени началось их увлечение авиацией. Они приобрели собственный учебный биплан марки  «Вако» (регистрационный номер NC 1868) за 3400 долларов и были полны решимости научиться летать. Сильному желанию не мешали несчастные случаи. Однажды самолет перестал работать в воздухе и упал с высоты 30 метров. Потерявший сознание Юзеф не мог выйти из машины сам. «Скорая помощь» прибыла немедленно. По воспоминаниям в книге, Юзефу врачи дали много водки. И это явно принесло ему пользу, мужчина пришел в себя.

Без теоретической подготовки и денег полетели через океан

Несмотря на то, что оба брата были только любителями в области пилотажа, в 1934 году, не имея теоретической подготовки, они решили попытаться перелететь Атлантический океан. О неосмотрительности братьев свидетельствует тот факт, что они приобрели новый самолет «Беланка», лишившись акций своей прибыльной фабрик газировки. На это они потратили все деньги – 22 тысячи долларов. И уже не могли позволить себе другие, необходимые для пилотов, устройства – радиостанцию, автоматического пилота либо астрокупол. На корпусе самолета был изображен польский герб – Белый орел. А также по-английски было написано «Город Варшава» и «Нью-Йорк – Варшава».

Братья покинули Нью-Йорк практически без денег. Когда высадились на острове Ньюфаундленд, откуда должны были вылететь в Варшаву, в кармане у них осталось 15 долларов. Еды тоже было немного. Жена Болеслава сделала им в дорогу бутерброды, упаковала апельсины, а на острове кто-то из местных дал запеченную курицу. Далее отправились утром 29 июня. После нескольких часов неспешного полета начались проблемы. Сначала айсберги в океане снижали температуру воздуха до такой степени, что бортовые приборы покрывались инеем, а обледеневшие крылья самолета тянули его вниз.

Юзеф, который вел дневник, тогда написал: «Боже, помилуй нас.

После нескольких часов шторма братья сумели пролететь над облаками, на высоте около четырех тысяч метров. После 11 часов полета братья заметили, что в одном из баков течет топливо. Благодаря аварийному резерву, закачали топливо в основные резервуары.

30 июня, приблизительно через 20 часов полета, они увидели берег Европы, но не знали, где находятся. Когда налетели тучи и туман, братья летели на восток еще три часа, подальше от земли. Воспользовавшись улучшенной видимостью и не сумев найти ни одного города, Адамовичи приземлились на случайном небольшом лугу, пролетев над стадом коров. Как оказалось, они оказались возле города Флери-сюр-Орн во Франции. Братья воспользовались гостеприимством французов, и на следующий день, после ремонта хвостового колеса, которое было повреждено во время посадки, возобновили полет в Варшаву. Из-за того, что закончилось топливо, они приземлились в Германии возле польской границы. Только на следующий день они вылетели в дальнейший рейс, но из-за ошибки в курсе приземлились в Торуни. В Варшаву уже летели в компании пилота Александра Аношко, который контролировал правильную навигацию.

В Варшаве пилотов-любителей встречали 17 тысяч земляков

В аэропорту Макотов в Варшаве самолет Адамовичей приземлился 2 июля 1934 года в 17:00 в почетном сопровождении польских самолетов.

После прилета на аэродром в Варшаве, 2 июля 1934 года. Фото из Википедии.

Здесь их встречали 17 тысяч человек. Земляки прорвали кордон полиции, подхватили семью Адамовичей и пронесли на руках к машине, украшенной розами. Глава Варшавы Юзеф Ольпинский торжественно произнес: «Подобно тому, как вы покорили океан одним прыжком, таким же образом вы завоевали сердца варшавского населения».

Видео встречи можно посмотреть здесь.

Два месяца, которые братья провели на родине, были лучшим периодом в их жизни. Их принимали по-королевски, размещали в лучших отелях, приглашали в хорошие рестораны. А в десятках польских городов их ждали радостные толпы.

Умерли забытые, в нищете

В США братья вернулись полные оптимизма с амбициозными планами на будущее. Однако когда они добрались до Нью-Йорка в начале октября, их ждали работники прокуратуры. На фабрике Адамовичей нашли самогонный аппарат и бочки для брожения сусла. По этой причине братьев осудили на 15 месяцев лишения свободы.

После освобождения они никогда не вернули себе репутацию и деньги.

Болеславу и Юзефу снова пришлось работать у старого знакомого в Бруклине, они жили в дешевой комнате. А умерли забытые, в нищете. Юзеф – в 1970, а Болеслав в 1979 году. А ранее, в 1951 году, экземпляры их книги-дневника «Через Атлантику» изъяли из польских библиотек и подвергли цензуре.

• Тэкст даступны на мове: Беларуская